Православие и мир псалом 34. Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел

О подходах к чтению

У многих христиан псалмы проклятия вызывают трудности: как мы, призванные любить врагов, можем читать строки, подобные следующим: «Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их» (Пс. 34); «Да поразит их Бог стрелою, внезапно будут они уязвлены» (Пс. 63); «Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие расхитят труд его» (Пс. 108), «Дочь Вавилона, опустошительница! … Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136)?

Толкователи и исследователи предложили разные способы того, как справиться с этим затруднением.

  1. Самые ранние христианские толкования, зафиксированные в самом Новом Завете, рассматривают эти псалмы не как проклятия, а как пророчества (Деян. 1:20), собственно, как и многие другие трудные для понимания псалмы (ср. Пс. 21 и Мф. 27).
  2. Отцы пустыни, исходившие из аскетических установок , читали псалмы проклятия аллегорически. Враги для них – это бесы, грехи, помыслы, на которых можно и нужно гневаться, с которыми следует бороться, которые требуется искоренять, и которых необходимо предавать Богу. Также читали эти псалмы многие раввины, говоря о злом и добром началах в человеке.
  3. Учителя Церкви, осмыслявшие догматически уникальность Нового Завета, говорили о том, что норма ветхозаветной нравственности была основана на законе и справедливости, а христиане по примеру Господа Иисуса должны это превосходить.
  4. Толкователи, пользующиеся выводами социальной антропологии или культурологии , считают, что в сознании архаического человека ««я» неотделим от моего рода, а мой род неотделим от моего Бога», поэтому враги личные оказываются как правило и врагами Божьими (нечестивыми язычниками или злонамеренными грешниками, предателями), поэтому совершенно естественно желать им погибели перед Богом.
  5. Знакомые с литературным анализом настаивают на том, что псалмы – это прежде всего поэтические произведения, а для поэзии характерны метафоры, преувеличения. Они написаны для того, чтобы помнить: была ситуация кризиса, и Бог откликнулся, помощь пришла. Событие оформилось в псалом проклятия как особый жанр, имеющий свои литературные законы, и не стоит обращать внимание на детали – они даны не для смысла, а ради красоты слога, в соответствии с жанром.
  6. Толкователи, испытавшие влияние психологии , предполагают, что проклятия псалмов – это способ приемлемым образом, принятым в своей культуре, выразить негативные эмоции и обеспечить диалогичность и подлинность в общении с Богом.
  7. Наконец, некоторые считают, что задачей подобных текстов было не только воспеть переживания героев, но еще и идеологически обосновать избранность Израиля и критическое отношение к другим народам. В таком случае не стоит искать в подобных текстах Откровения (это, как раз, человеческое) и пытаться оправдывать ненависть и жестокость. Напротив, удивлять нас должно, когда сквозь эту столь привычную человеческую жестокость проглядывают лучи Евангельского отношения к врагам.
  8. Перед иудеями такого вопроса просто не стоит. Сами псалмы будут пониматься прежде всего как исторические писания : их написал Давид, преследуемый Саулом или Авессаломом, и говорил он из глубины сердца. Попытки «пожалеть» нечестивых – это не милость, а попустительство беззаконию, просто непонимание ужасов войны и предательства, переживаемых Давидом. Справедливость является нормой для всякого, кто читает Танах, и акцент в понимании псалмов будет не на проклятии, а на справедливости.

На наш взгляд, в каждом из этих подходов можно найти нечто, что проливает свет на понимание текста.

Попробуйте прочесть один из псалмов проклятия каждым из предложенных способов.

Как вы думаете, как та или иная стратегия понимания псалма будет влиять на его перевод, его использование?

Что эти подходы дают вам для понимания автора и углубления ваших отношений с Богом? Открылось ли вам что-то о Боге, когда вы читали этот псалом, стало ли понятнее, как лучше исполнить Его волю?

Мы попробуем проанализировать 34 псалом с точки зрения психологии переживания, развиваемой в школе Ф.Е. Василюка. Переживание в гуманистической психологии мыслится как целостный жизненный процесс, вовлекающий в свою динамику чувства, ум, воображение и телесные реакции. При определенных условиях оно способно совершить переворот в человеческих чувствах, установках, отношениях, которые человек не мог изменить с помощью напряжения сознания и усилий воли. Посмотрим, происходит ли такой поворот? Решаются ли эти задачи? Есть ли в тексте развитие, динамика?

С первого взгляда, в псалме как будто ничего не меняется: просьбы стихов 4 (это в начале) и 26 (это почти конец) почти совпадают. Более того, слова повторяются и внутри текста; может возникнуть впечатление, что мы имеем перед собой череду жалоб, которые как волны раз за разом накатываются на берег.

Но это только первое впечатление. Вчитаемся в текст псалма. (Мы будем читать текст по Синодальному переводу. Другие переводы дадут несколько другие акценты в понимании текста, – предлагаем читателям убедиться в этом самим).

1-10 Господи, на помощь! Да будут постыжены и посрамлены враги мои!

1 Псалом Давида. Учение. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

3 обнажи меч и прегради [путь] преследующим меня; скажи душе моей: «Я — спасение твое!»

4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;

5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет [их];

6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

7 ибо они без вины скрыли для меня яму — сеть свою, без вины выкопали [ее] для души моей.

8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл [для меня], да впадет в нее на погибель.

9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.

10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

Из первой серии жалоб мы узнаем, что у автора есть соперники или враги, а отношения с ними можно описать как судебная тяжба или борьба (военное противостояние?). Они не просто судятся с автором, они его преследуют, готовы лишить жизни. Псалмопевец хочет, чтобы Бог защитил его, враги его были постыжены, а кто-то конкретный даже нашел бы свою погибель. Как было бы хорошо, если бы это все осуществилось, и не нужно было бы прикладывать никаких дополнительных усилий! Тогда псалмопевец с радостью воспоет песнь Господу, песнь не только в душе, но и все кости его будут радоваться. О том, что сам автор должен измениться или что-то изменить в себе, в своем отношении, и речи пока нет…

В целом этот отрывок похож на первую реакцию сильно оскорбленного человека: сплошные эмоции, крепкие выражения. С 4 по 8 стих личность вообще растворяется в волнах гнева, как заклинание повторяется то, что должно пасть на долю врагов. Услышать ответ Божий сейчас невозможно – автор не вполне слышит и себя.

Тем не менее, как показывает уже первый стих, это не только эмоции; есть обращение, начало диалога: «Вступись, Господи!» Это выход за пределы своей самости, самозамкнутости, открытие себя, своей слабости (столь естественной для человека) Другому, это выражение Ему своего переживания и признание зависимости: «Я устал бороться в одиночку, помоги!» Вопрос прозвучал. С этого момента, свидетельствующего о том, что автор приходит в состояние смирения , Господь может явить свою силу – когда человек будет готов слышать ответ.

Как ни странно, сильные эмоции здесь – это хорошо. Они позволяют сразу выйти на определенную глубину, минуя формальное общение, простое информирование. Это как раз ситуация, когда молитву не нужно выдумывать, к ней не нужно готовиться, — она, по митр. Антонию Сурожскому, является естественной, вырывается из сердца. Так бывает, когда человек испытывает огромную радость или невыносимое горе. (Само по себе неоднократное возвращение к одному и тому же вопросу или чувству, несмотря на явные попытки отойти от него, частые повторения одной и той же фразы свидетельствуют об этой глубине переживания критических обстоятельств).

Автор псалма мог действовать иначе. Как? Он мог пытаться изменить свое отношение с помощью усилий воли – но, вероятно, он это пробовал, и у него не получилось. Он мог попробовать восстановить справедливость кулаками, с помощью кровопролития – но чем он тогда отличался бы от своих оппонентов? Наконец, он мог молчать — просто закрыться от своих чувств, или переживать внутри, — но это чревато унынием, болезнями (не зря здесь говорится о костях), обидой и разочарованием в Боге, ведь внутренняя боль никуда не уходит, время не лечит.

Только открыто выразив эмоции в словах, автор может перейти к тому, чтобы начать рационально описывать суть происходящего. Наверняка он делает это с помощью имеющихся культурных образцов (автор был не первым, кто так обращался к Богу, как и мы можем использовать этот псалом для собственной молитвы). Важен адресат: он обращается не к своим обидчикам (это наверняка вылилось бы в скандал), а к Богу, одно из имен Которого – Целитель (Исх. 15:26).

Здесь, конечно, возникает вопрос: а услышал ли Бог. На наш взгляд, только твердая убежденность в том, что Бог видит (настоящий псалом, ст. 22) и слышит (Пс. 65:2), и позволяет автору продолжать.

11-16 Разве справедливо так поступать с другом?

11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

Жалоба разворачивается и уточняется. Если в первых стихах страдание его глобально, а противники Его достойны гибели только потому, что выступили против псалмопевца, то теперь выясняется их конкретная вина – они повели себя не как друзья, забыли о справедливости. Они поступают с ним совсем не так, как он поступал с ними. Они отвечают ему злом на добро, и он поражен их неблагодарностью. Когда они были в беде, он молился и постился – они же допрашивают его, будто он в чем-то виноват. Они присоединяются к тем, кто издевается над ним и насмешничает – бесчестит его, и сочувствие их лицемерно. Справедливость, благодарность, почтение, искренность, – то, чему учит Закон, – все это попрано, втоптано в грязь. Собственно, под вопросом ценность самих отношений людей друг с другом, под вопросом доверие.

Слова произнесены уже не в запальчивости, это вполне разумная жалоба. Переживание перестает казаться нам просто обидой, какую можно найти и у детей. Его не лишили удовольствия, радости, у него не просто что-то не получается, ему не просто чего-то не хватает. Затронуто очень важное: мы видим, что это переживание по поводу ценностей – неужели я напрасно жил так, поступал? Можно ли доверять людям и считать кого-то другом? Где справедливость?

17-23 Я одинок! Не терпи, воздвигнись, Господи!

17 Господи! долго ли будешь смотреть [на это]? Отведи душу мою от злодейств их, от львов — одинокую мою.

18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,

19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;

20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.

23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

В третьей части псалма фокус внимания смещается. Хотя противники упомянуты, они перестают доминировать в сознании псалмопевца. Автор обращает внимание на собственное состояние, открывает внутри себя то, что его тревожит и печалит на самом глубинном уровне, – это бессилие перед лицом трудностей и одиночество . И его взгляд перемещается на Бога. Его огорчает, что Бог далеко, что Он молчит. Вырывается просьба о помощи, защите, о том, чтобы Бог начал действовать, вмешался. В отличие от первой части псалма, где мы видим, скорее, «указания», «инструкции», как Богу действовать, здесь слышится моление-крик: «Спаси мою душу, не молчи, не удаляйся, подвигнись, пробудись!»

Раньше были «Я и они», и Богу в такой системе места не оставалось – разве что как внешней силе. Теперь как бы открывается другое измерение: «я» умаляется, обнажается своя собственная хрупкость, уязвимость, – и это удивительным образом ведет к расширению пространства взаимоотношений с Богом. Это уже возможность услышать Божий ответ.

24-28 В Твои руки предаю суд свой, Господи

24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.

27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

28 И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день.

Окончание псалма напоминает начало, и это неслучайно – весь псалом построен по принципу хиазма, сложного поэтического параллелизма. Однако между началом и концом есть одно существенное различие: вначале конфликт представлялся борьбой между автором и его противниками; теперь это суд над самим псалмопевцем . Уже не звучат проклятия посторонним, связанные с ангелом-губителем. Автор вверяет свою судьбу в руки Божьи и надеется лишь на то, что Господь сделает явным его праведность и делом явит, что Он – именно такой, каким представляется: благой, спасающий, желающий мира рабам Своим.

Мы так и не видим внешнего действия Божия, но мы слышим, как меняется интонация. Здесь уже важно не столько посрамление врагов, сколько явление шалома, мира Божия, величия Божия в правде. Бог действует в сердце псалмопевца, ответ слышится, – и это несет радость.

О динамике псалма в целом

Надеемся, нам удалось показать, что данный псалом – это не просто серия повторяющихся жалоб. Как нам видится, автор проделывает большую внутреннюю работу: он вполне проживает свои чувства, выражает их в молитве и переосмысляет свое отношение к ситуации.

Хотя внешне все четыре выделенных нами фрагмента выглядят похожими, в них меняются акценты, фокус внимания. От того, как нужно наказать его противников, автор переходит к тому, что своими действиями они попирают дружбу и справедливость. Оглядываясь вокруг и вслушиваясь в свои глубины, автор исповедует свою невозможность быть без Бога. И, наконец, следует предание своей судьбы в руки Божьи и получение уверенности в дарованном мире и справедливости. В этом псалме очень много того, в чем мы можем узнать себя: ярость и сомнения, тревога и горечь одиночества, доверие и упование. Псалом, начинающийся криком и проклятием, заканчивается надеждой и благословением.

«Вы, вероятно, помните место у апостола Павла, где Христос ему говорит: Сила Моя в немощи совершается… Эта немощь – не та слабость, которую мы обнаруживаем, когда грешим и забываем Бога, но такая слабость, которая означает гибкость до конца, полную прозрачность, всецелое предание себя в руки Божии; обычно же мы стараемся «изо всех сил» и мешаем Богу явить Его силу… И вот одна из вещей, которым Бог постоянно старается нас научить вместо воображаемой и ничтожной, анархичной нашей «силы» – это хрупкость, гибкость, всецелая отдача себя в руки Божии<…>

Смирение не заключается в том, чтобы, как мы это постоянно делаем, «прибедняться», и думать и говорить о себе плохое, и убеждать других, будто наши ходульные манеры и есть смирение. Смирение – это состояние плодородной земли<…>

И я посоветовал этой женщине: «Учись быть такой же перед Богом: отдающейся, не сопротивляющейся, готовой принять и от людей и от Бога, что бы они ни дали». И на самом деле ей пришлось много претерпеть от людей. После шести месяцев ее болезни муж устал от того, что у него умирающая жена, и бросил ее: она с избытком познала отвержение, но и Бог осиял ее Своим светом и послал освежающий дождь. Немного позже она написала: «Я совсем истощена. У меня нет сил устремляться к Богу, но теперь Бог Сам сходит ко мне».

Этот рассказ – не только иллюстрация, он подчеркивает основную мысль: вот та немощь, в которой Бог может явить Свою силу, и вот такая ситуация, когда отсутствие Божие обращается в Его присутствие. Мы не можем насильно завладеть Богом; но если мы стоим, как мытарь или как эта женщина – за гранью того, что «правильно», но в пределах, где царит милосердие, мы можем встретить Бога».

(митр. Антоний Сурожский. Учитесь молиться)

В своих псалмах Давид часто просит Господа выступить в защиту и наказать врагов и обидчиков. Это обусловлено частыми гонениями на псалмопевца и вынужденных бегствах от всех, кто жаждал убить его. Песни становятся просьбой к Господу и молитвой о защите, которые назидают и сегодня.

История написания

Данный текст был написан Давидом во время бегства от царя, который завидовал ему и хотел убить, зная, что юноша помазан Самуилом на царство.

Историки считают, что поводом для написания данного текста стала их встреча в пустыне Ен-Гадди. Певец скрывался там от ищущего царя в пещере со своими людьми, пещера была огромная и все воины там поместились. Более того, Саул зашел в пещеру по нужде, но не заметил ни одного человека там. Давид запретил своим людям прикасаться к царю и тем более причинять вред помазаннику, он подчинялся Господу и не смел тронуть Саула. Все что позволил Давид - это отрезать кусочек верхней одежды царя.

Давид отрезает край одежды царя Саула

Когда Саул вышел из пещеры, юноша выбежал следом, поклонился и предоставил кусочек одежды, сказав, что имел возможность убить царя, поскольку Господь предоставил в руки его, но не стал этого делать. Псалмопевец спросил у Саула, почему он ненавидит и слушает тех, кто возводит напраслину на него, когда он является преданным слугой своего царя. Он призывает Бога рассудить их и именно с этих слов и начинается Псалом 34.

На заметку! Интересен тот факт, что в данном псалме автор призывает Бога не только стать на его сторону и защитить, но и сделать это без применения божественной силы, а человеческими методами - щитом и мечом.

1 Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

3 обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я - спасение твое!»

4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло;

5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;

6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

7 ибо они без вины скрыли для меня яму - сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.

8 Да придет на него гибель неожиданная, и сеть его, которую он скрыл для меня, да уловит его самого; да впадет в нее на погибель.

9 А моя душа будет радоваться о Господе, будет веселиться о спасении от Него.

10 Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

11 Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

12 воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

13 Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

14 Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

15 А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

16 с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

17 Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов - одинокую мою.

18 Я прославлю Тебя в собрании великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя,

19 чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно;

20 ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

21 расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

22 Ты видел, Господи, не умолчи; Господи! не удаляйся от меня.

23 Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

24 Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

25 да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся моему несчастью; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мною.

27 Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

28 И язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день.

Толкование псалма

По своему типу псалом является не просто историческим, но преобразовательно-мессианский, поскольку помазанник Божий некоторым образом тут соотносится с Иисусом Христом, который был отвергнут и предан своим народом. Особенностью данного текста также является то, что автор несколько раз упоминает ангелов, помогающих ему бороться против зла.

В псалме 34 Давид призывает Бога применить силу, чтобы каждый из людей получил заслуженное наказание

Толкование песни производится построчно:

  1. Стихи 1-4: автор призывает Господа стать на свою защиту и произвести суд между ним и врагами. Саул завидовал псалмопевцу и искал смерти, а тот имел право по закону воздать Саулу тем же и убить обидчика, но вместо этого псалмопевец обращается к Богу за защитой. Он призывает Бога взять щит (дословно броню) и меч (дословно толкуют как «прегради путь преследующим меня») и защитить своего слугу. Он просит Всевышнего пристыдить тех, кто ненавидит псалмопевца, чтобы они сами устыдились того, что делают;
  2. Стихи 5-7: Просит Всевышнего наказать врагов так, чтобы они были как пыль развеваемая, т.е. исчезли из жизни посредством работы Божьих Ангелов. Он просит их гнать так, чтобы они попали в тесноту и не смогли больше никогда вернутся к своим злым делам. При этом несколько раз упоминаются ангелы как слуги Бога;
  3. Стихи 7-8 - тут автор подчеркивает, что он не виноват в том, что его гонят, т.е. он жертва в данной ситуации. Это характерно для песен, написанных в гонениях от Саула, в отличии от тех, которые написаны при бегстве от Авессалома. В 8 стихе автор впервые говорит о своем враге в единственном числе, можно подумать, что он тут сводит все к Саулу, но в древнем еврейском поэтическом языке нет разницы между единственным и множественным числом - такой прием часто употреблялся поэтами.
  4. Стихи 9–10 - это слова радости и ликования, потому что Бог на стороне своего помазанника. Тут он выражает надежду на то, что будет услышан Богом и спасен.
  5. Стихи 11–16 вновь подчеркивают, что Давид не виноват в том, что враги ищут и гонят. Он страдает безвинно. Тут же подчеркивается еще раз, что поэт не будет воздавать Саулу злом за зло, но позволит Всевышнему их рассудить;
  6. В 17 стихе он вновь обращается к господу и просит вмешаться и спасти душу от свирепых врагов.
  7. В 18-28 стихах автор восхваляет Творца за милости, которые щедро были излиты на Давида и его соратников.
Интересно! Псалом написан был в стесненных обстоятельствах, когда автора искали, чтобы убить, но он и тогда не отвернулся от Бога и искал спасения в Нем. Будущий царь не отвечал Саулу злом, хотя по закону имел право, но он предпочел искать защиты и суда у Господа.

Правила чтения

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.

Псалом принадлежит Давиду и написан во время гонений от Саула. Так, напр., Давид говорит здесь о своей полной невинности пред Богом (Пс.34_7, 12–15, 19, 20) и незаслуженности преследований; враги искали лишить его жизни (Пс.34_4), строили против него козни (Пс.34_7, 20). Подобным положение Давида было при Сауле.

Господи! Выступи на мою защиту от врагов, замышляющих против меня зло (1–6). Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя (7–10). За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием (11–16). Не дай восторжествовать надо мною одиноким моим врагам, злоумышляющим против меня (17–21). Ты видел мои незаслуженные страдания и радость врагов моим бедствиям; подвигнись на мою защиту и дай мне возможность всегда восхвалять Тебя (22–28).

. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною;

«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною» – образ заимствован из человеческого суда, где каждой стороне предоставлялось право доказывать свою невинность фактами своей деятельности. Давид исповедует, что самый строгий суд не найдет в нем такой вины и не оправдает его врагов.

. возьми щит и латы и восстань на помощь мне;

. обнажи меч и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: «Я – спасение твое!»

Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву.

. да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их;

. да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их,

«Ангел Господень да прогоняет» и «преследует их» – указание одной стороны деятельности Ангела-хранителя: он изгоняет и преследует людей нечестивых, оберегая таким способом праведника от их нападений. – «Путь их темен и скользок» – их предприятия против праведника да будут неудачны, да встретят препятствия, подобно тому, как встречает их путешественник в темную ночь на скользком пути.

. Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

«Все кости мои скажут» . Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного.

. Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня;

На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из .

. воздают мне злом за добро, сиротством душе моей.

«Сиротством душе моей» – оставленность Давида со стороны близких ему людей.

. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

. Я поступал, как бы это был друг мой, брат мой; я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать.

Изображение Давидом того сочувствия, которое ранее находили в нем теперешние его враги и, конечно, Саул. Он всегда болел их бедствиями. – «Молитва моя возвращалась в недро мое» – выражение не ясное. Можно понимать, как внешний прием молитвы с наклоненной на грудь ("недро" ) головою, или в смысле – моя молитва выходила из недр и возвращалась в недра, т. е. была хотя и молчаливой, но глубокой и внутренней.

. А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали;

. с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими.

Совершенно обратным по отношению к Давиду были поступки его врагов: они радовались его бедствию и лицемерили пред ним.

. Господи! долго ли будешь смотреть на это? Отведи душу мою от злодейств их, от львов – одинокую мою.

"Льв ы» – изображение кровожадности врагов, «одинокую мою» душу – меня одинокого.

. ибо не о мире говорят они, но против мирных земли составляют лукавые замыслы;

"Мирны е земли" , это Давид и немногие его приверженцы, они – мирные, ни на кого не злоумышляющие и не поднимающие волнений среди народа.

. расширяют на меня уста свои; говорят: «хорошо! хорошо! видел глаз наш».

«Расширяют... уста» – широко улыбаются при виде моих бедствий.

. Подвигнись, пробудись для суда моего, для тяжбы моей, Боже мой и Господи мой!

«Пробудись для суда моего» – восстань на мою защиту и на осуждение моих врагов.

. Суди меня по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не торжествуют они надо мною;

«Суди меня по правде Твоей» – по всей справедливости Твоей. Давид смело взывает к суду Божьему, так как сознает свою полную невиновность пред Ним.

. да не говорят в сердце своем: «хорошо! [хорошо!] по душе нашей!» Да не говорят: «мы поглотили его».

Не дай восторжествовать надо мною тем, которые стараются поглотить меня и для которых моя гибель была бы полным удовлетворением их злого желания («по душе нашей» – по нашему желанию).

. Да радуются и веселятся желающие правоты моей и говорят непрестанно: «да возвеличится Господь, желающий мира рабу Своему!»

«Да радуются и веселятся желающие правоты моей» – спаси меня от врагов, чтобы доставить радость тем, кто желает, чтобы моя правда восторжествовала над неправдой врагов.

Радуйтесь, праведные, о Господе, правым подобает похвала: Славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтири пойте Ему. Воспойте Ему песнь новую, добре пойте Ему с восклицанием! Ибо право слово Господне и все дела Его верны. Любит милостыню и суд Господь, милостью Господа полна земля. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их. Он собирает, как мех, воды морские, заключает бездны в сокровищницы. Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной! Ибо Он сказал – и стало, повелел – и создалось. Господь разоряет советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, – люди, которых Он избрал в наследие Себе. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал по одному сердца их и вникает во все дела их. Не спасается царь многою силою и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: во множестве силы своей он не спасется. Вот, очи Господа на боящихся Его, уповающих на милость Его: Дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода. Душа же наша чает Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О Нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, ибо мы уповали на Тебя.

33. Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел.

Благословлю Господа на всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, да услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною и все вместе превознесем имя Его. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Сей нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не лишатся всякого блага. Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и устремись к нему. Очи Господа (обращены) к праведным и уши Его – к молитве их. Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить от земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, но от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Избавит Господь души рабов Своих, и не прегрешат все уповающие на Него.

Слава:

34. Псалом Давида.

Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною. Возьми оружие и щит и восстань на помощь мне. Обнажи меч и стань преградою против гонителей моих, скажи душе моей: Я – спасение твое. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся умышляющие мне зло. Да будут, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да изгонит их. Да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их. Ибо они без вины (моей) скрыли для меня пагубную сеть свою, напрасно поносили душу мою. Да постигнет его сеть, которой он не знает, и западня, которую он скрыл, да уловит его, и пусть он впадет в ту самую сеть. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Все кости мои скажут: Господи, Господи! Кто подобен Тебе, избавляющему слабого от руки сильнейших его, и бедного и убогого от грабителя его? Восстали на меня свидетели неправедные, спрашивали меня о том, чего я не знал. Воздали мне злом за добро и бесплодием душе моей, Я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, и моя в недро мое возвращалась. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; подобно плачущему и сетующему, я смирялся. А они против меня с веселием собрались, собрались на меня (наносящие) раны, а я (и) не знал, разделились, но не смягчились: Искушали меня, насмешливо позорили меня, скрежетали на меня зубами своими. Господи! Когда Ты увидишь (это)? Отстрани душу мою от злодейства их, от львов – единородную мою. Прославлю Тебя в многолюдном собрании, среди народа многочисленного восхвалю Тебя. Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня напрасно и перемигивающиеся очами. Ибо мне говорили они мирное, но во гневе о коварстве помышляли. Расширяли на меня уста свои, говорили: “хорошо, хорошо видели глаза наши!” Ты видел, Господи, не умолчи. Господи, не отступи от меня! Восстань, Господи, вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, в тяжбу мою (вникни). Суди меня, Господи, по правде Твоей. Господи, Боже мой! Да не торжествуют они надо мною. Пусть не говорят в сердце своем: “хорошо, хорошо душе нашей!” Пусть не говорят: “мы поглотили его!” Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся несчастиям моим; да покроются стыдом и срамом величающиеся надо мною. Да возрадуются и возвеселятся хотящие праведности моей, пусть говорят непрестанно: “да возвеличится Господь!” – желающие мира рабу Его. И язык мой будет поучаться правде Твоей, весь день – хвале Твоей.

35. В конец. Отрока Господня Давида.

Говорит пребеззаконный с самим собою о грехе: нет страха Божия пред глазами его. Он слукавил пред собою, (думая) будто отыскал беззаконие свое и возненавидел. Слова уст его – беззаконие и лесть: не хотел он научиться делать добро. О беззаконии помышлял на ложе своем, становился на всяком недобром пути, и злом не гнушался. Господи! На небе милость Твоя и истина Твоя до облаков. Правда Твоя – как горы Божии, судьбы Твои – бездна великая: людей и скотов спасешь Ты, Господи! Как Ты умножил милость Твою, Боже! Сыны человеческие под кровом крыльев Твоих будут благонадежны: Насытятся от тука дома Твоего и потоком сладости Твоей напоишь их. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем. Да не подойдет ко мне нога гордого и рука грешника да не поколеблет меня! Там пали все делающие беззаконие, были изринуты и не могут встать.

Слава:

36. Псалом Давида.

Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как зеленый злак, скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благо, и населяй землю и воспользуешься богатством ее. Утешайся Господом, и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он сотворит: И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. Прекрати гнев и оставь ярость, не подражай лукавству. Ибо лукавые истребятся, терпеливо же исполняющие заповеди Господни – они наследуют землю. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его, и не найдешь. А кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира. Наблюдает грешник за праведником и скрежещет на него зубами своими. Господь же посмеется над ним, ибо провидит, что придет день его. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, заколоть правых сердцем. Меч их да войдет в сердца их, и луки их да сокрушатся. Лучше малое (достояние) у праведника, чем великое богатство грешников. Ибо мышцы грешников сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Знает Господь пути непорочных, и наследие их в век пребудет. Не постыдятся они во время лютое и во дни голода будут насыщены, напротив, грешники погибнут. Враги же Господни, во время прославления и превозношения их, исчезли, как дым исчезли. Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. И благословляющие его наследуют землю, проклинающие же его истребятся. Господом стопы человека направляются, и Он весьма благоволит к пути его: Когда он падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его. Я был молод, и вот, состарился, но не видел праведника оставленным и потомства его просящим хлеба. Всякий день милует и в займы дает праведный, и потомство его благословенно будет. Уклонись от зла и сотвори благо, и поживешь в век века. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных своих, во век сохранятся они, беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и вселятся на ней во век века. Уста праведного будут поучаться премудрости, и язык его произнесет (правый) суд. Закон Бога его в сердце у него и не запнутся стопы его. Грешник подсматривает за праведником и ищет умертвить его, Но Господь не оставит его в руках его и не осудит его, когда будет судить его. Уповай на Господа и храни путь Его, и Он возвысит тебя, чтобы наследовать землю, и ты увидишь, когда будут истребляемы грешники. Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: И прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его. Храни незлобие и наблюдай правоту, ибо есть будущее у человека мирного. Беззаконники же все истребятся, останки нечестивых погибнут. Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби. И поможет им Господь, и спасет их, и избавит их от грешников, и сохранит их, ибо они уповали на Него.

Слава: По 5-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 5:

Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. и кто мя избавит тогдашния нужды, Аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?

Слава:

Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

В этом псалме Давид взывает к праведному Судье неба и земли, умоляя выступить против его врагов, которые ненавидели и преследовали его. Считается, что здесь он имеет в виду Саула и его сообщников, так как именно с ними он больше всего сражался.

(I) Давид жалуется на оскорбление, которое они ему нанесли; они сражались с ним (ст. 1), преследовали его (ст. 3), искали его погибели (ст. 4,7), лживо обвиняли его (ст. 11), лживо оскорбляли его (ст. 15,16) и всех его друзей (ст. 20) и торжествовали над ним (ст. 21,25,26).

(II) Давид говорит о собственной невиновности, о том, что никогда не давал им повода (ст. 7,19), а наоборот, научился подчиняться им (ст. 12-14).

(III) Он молится, чтобы Бог защитил, избавил его и вступился за него (ст. 1,2);

чтобы Он утешил его (ст. 3), приблизился к нему и спас его (ст. 17,22);

вступился за него (ст. 23,24), разрушил все замыслы его врагов против него (ст. 3,4), расстроил их ожидания и не дал ему упасть (ст. 19,25,26);

чтобы Господь посочувствовал всем его друзьям и ободрил их (ст. 27).

(IV) Давид пророчествует о гибели всех своих преследователей (ст. 4-6,8). (V) Он обещает себе, что увидит лучшие дни (ст. 9,10) и тогда прославит Его (ст. 18,28). Воспевая этот псалом и молясь им, мы должны остерегаться и не применять его к незначительным раздражительным ссорам и собственным врагам, не выражать им собственное немилосердное мстительное негодование за нанесенное нам оскорбление. Ибо Христос учил нас прощать своих врагов и молиться не против них, а за них, как это делал Он. Но (1) мы можем утешать себя совестью, свидетельствующей о нашей невиновности с ссылкой на тех, кто каким-то образом обидел нас, и с надеждой, что Бог в нужное время и должным образом оправдает и в трудное время поддержит нас.

(2) Нам следует применить этот псалом к публичным врагам Христа и Его царства, прообразом которого был Давид и его царство, чтобы возмутиться оскорблениями, нанесенными чести Христа. Мы должны молиться, чтобы Бог вступился за справедливое и оскорбленное дело христианства и серьезного благочестия, и верить, что Он в должное время прославит Свое имя в гибели всех непримиримых врагов Своей Церкви, которые к тому времени не покаются и не воздадут Ему славу.

Псалом Давида.

Стихи 1-10 . В этих стихах I. Давид излагает свою ситуацию Богу, раскрывая беспокойную ярость и злобность своих преследователей. Он был рабом Божьим, которого Бог определенно назначил быть тем, кем он был, следовал Божьему водительству, выполняя свой религиозный долг, стремился воздать Ему славу и, как говорит апостол Павел, доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Но все-таки находились люди, все стремления которых были направлены против него, которые боролись с ним и делали все, что в их силах, чтобы помешать его продвижению. Они сражались против него (ст. 1), не только тайно подбираясь к нему, но и открыто противостоя и причиняя всевозможное зло. Они преследовали его с неутомимой злобой и искали души его (ст. 4), чтобы удовлетворить свои кровавые намерения. Они стремились причинить беспокойство его духу и привести его в беспорядок. Это не было внезапной страстью против него, которую они питали, это была глубоко укоренившаяся злоба. Они замышляли зло против него, собирались вместе и напрягали умы не только для того чтобы причинить вред, а чтобы найти пути погубить его. Они относились к нему - человеку, который был величайшим благословением для страны, - как к ее проклятию и чуме. Они охотились за ним, как за опасной добычей; они копали для него яму и закладывали в нее сеть, чтобы он был предоставлен их милости (ст. 7). Они прилагали огромные усилия, преследуя его, ибо рыли ему ров (Пс 7:16) и были очень терпеливыми и искусными, осуществляя свои замыслы. Древний змий научил их коварству: они скрывали свои сети от Давида и его друзей, но напрасно, так как не могли ничего скрыть от Бога. И, наконец, Давид увидел, что является слабым соперником для них. Его враг, особенно Саул, был слишком силен для него (ст. 10), ибо в его распоряжении была армия, он обладал абсолютным правом издавать законы и вершить суд, возвышал и осуждал людей по собственному желанию и в своей руке держал не скипетр, а копье, чтобы бросать в каждого, кто стоит на его пути. Так вел себя царь, и все окружающие должны были поступать так, как он велит, независимо от того, правильно это или нет. Слово царя – закон, и все должны были соглашаться с ним; он владел землей, виноградниками, в его распоряжении были должности (1Цар 22:7). А Давид был беден, отчаянно нуждался, ему нечем было завоевать друзей, и поэтому к нему присоединялись лишь люди (как мы говорим), «огорченные душою» (1Цар 22:2), и неудивительно, что Саул лишил его того малого, что он имел и чего добился. Если цари земные выступают против Господа и Его помазанника, то кто будет доволен ими? Обратите внимание, что большинство праведных людей в самых праведных ситуациях обычно сталкиваются с могущественными и злобными врагами. Сам Христос часто сталкивался и боролся с такими. Эта война была развязана против святого семени, и мы не должны удивляться ее сущности: это плод давней вражды семени змея против семени жены.

II. Давид излагает Богу свою ситуацию и говорит о своей непорочности. Если бы кто-либо из подчиненных причинил ему зло, то он мог бы обратиться к правителю, как это сделал апостол Павел, обратившись к Цезарю; но так как Давида обидел сам царь, то он воззвал к Богу, который является Владыкой и Судьей всей земных царей: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною! (ст. 1). Обратите внимание: мы можем с величайшим удовлетворением излагать перед праведным Богом свою праведную ситуацию и обращаться к Нему с просьбой рассудить ее, ибо Он в совершенстве знает ее сущность, в точности поддерживает баланс и поступает невзирая на лица. Господь знал, что враги Давида без повода ополчились на него и что они, не имея причины, рыли для Давида ров (ст. 7). Отметьте, что когда люди причиняют нам зло, то огромное утешение доставляет нам мысль о том, что мы не сделали им ничего плохого. Так было с апостолом Павлом, сказавшим: «Иудеев я ничем не обидел» (Деян 25:10). Мы склонны оправдывать собственное беспокойство, когда люди обижают нас по нашей вине, а мы считаем, что никогда не давали им повода для этого, в то время как осознание собственной непорочности более всего должно успокаивать нас, ибо тогда мы с большей уверенностью можем надеяться, что Бог вступится за нас.

III. Давид молится Богу, чтобы в этом испытании Тот вступился за него и явил себя ему.

(1) Чтобы Бог вступился за него. Он молится: «Побори борющихся со мною», то есть не дай им нанести мне вред и разрушь их замыслы против меня (ст. 1);

он просит: «Возьми щит и латы, ибо Господь – Муж брани (Исх 15:3);

восстань на помощь мне» (ст. 2), так как он имел мало людей, готовых встать на его защиту, а даже если бы имел много, то без Бога они были бы бесполезны. Давид молится, чтобы Господь преградил путь преследующим его (ст. 3), чтобы они не схватили, когда он побежит от них. Этой молитвой мы можем молиться против своих преследователей, чтобы Бог обуздал их и преградил им путь.

(2) Давид просит, чтобы Бог явил себя ему: «Скажи душе моей: «Я - спасение твое!»; дай мне внутреннее утешение, когда извне меня одолевают беды; поддержи мою душу, на которую они нападают. Пусть Господь будет моим спасением: не только Спасителем, избавляющим меня от сиюминутных проблем, но и моим вечным блаженством. Дай мне не только то спасение, Творцом которого Ты являешься, но и которое состоит из Твоего благоволения; дай мне прочувствовать свое стремление к нему; дай мне твердую уверенность, что я имею его в своей груди». Если Бог Своим Духом свидетельствует духу нашему, что Он – наше спасение, то мы имеем достаточно и не должны желать большего или другого счастья. Это и является могущественной поддержкой, когда люди преследуют нас. Если Бог – наш Друг, то не имеет значения, кто наш враг.

IV. Давид видел гибель своих врагов, о которой он молится без злобности или мстительности. Мы видели, как терпеливо он сносил поношение Семея: «Пусть он злословит, ибо Господь повелел ему»; и не можем предположить, чтобы тот, кто был так кроток в своем поведении, мог дать выход неуправляемой ярости или страсти в собственной молитве. Но духом пророчества он предсказывает суды Божьи, которые обрушатся на них за их чудовищную порочность, их злобность, жестокость, предательство и особенно за враждебность к Богу, интересам религии и той реформации, инструментом которой (как они знали) был бы Давид, если бы власть была в его руках. Похоже, что они ожесточились в своих грехах и присоединились к тем, которые грешили до смерти и о которых не стоило молиться (Иер 7:16; 11:14; 14:11; 1Иоан 5:16). Возможно, Давид, как и сам Саул, знал, что Бог отошел от царя и запретил Самуилу скорбеть о нем (1Цар 16:1). Эти предсказания идут дальше и сообщают участь врагов Христа и Его царства, что видно из сравнения со стихом из Послания к Римлянам 11:9,10. Здесь Давид молится (1) против своих многочисленных врагов (ст. 4-6): «Да постыдятся…»; или, как толкует это место доктор Хаммонд: «Они постыдятся и обратятся…» Эти слова можно воспринять как молитву об их покаянии, ибо все кающиеся грешники стыдятся своих грехов и отворачиваются от них. Или, если они не пришли к покаянию, Давид молится, чтобы они были побеждены и разочаровались в своих заговорах против него, то есть постыдились бы их. Хотя некоторые победы будут им сопутствовать, но он предвидит, что в конце это приведет к их собственной погибели: «Да будут они, как прах пред лицем ветра»; таким же образом нечестивцы не смогут устоять перед судами Божьими и, безусловно, будут унесены ими (Пс 1:4). «Да будет путь их темен и скользок», тьма и скользкость (как написано на полях);

таков путь грешников, ибо они идут во тьме и постоянно подвергаются опасности согрешить и попасть в ад. И в конце так оно и окажется, ибо поколеблется нога их в уготовленное время (Втор 32:35). Но это не самое худшее. Возможно, даже прах при порыве ветра может упасть и обрести покой; возможно, человек удержится на ногах, хотя путь будет темным и скользким; но в данных стихах предсказывается, что Ангел Господень будет прогонять их (ст. 5), поэтому они не найдут покоя. Ангел Господень будет преследовать их (ст. 6), поэтому им никак не удастся избежать рва погибели. Ангелы Господни ополчаются против тех, кто выступает против них. Они – служители Божьей справедливости и милости. Тот, кто делает Бога своим врагом, делает себе врагами всех святых ангелов.

(2) Против своего единственного могущественного врага (ст. 8): «Да придет на него гибель». Возможно, здесь Давид имеет в виду Саула, который расставлял для него сети и стремился погубить его. Псалмопевец дал клятву, что его руки не будет на помазаннике Божьем и не он будет судья в этой ситуации. Но в то же самое время он предсказывает, что поразит его Господь (1Цар 26:10), что сеть, которую он скрыл для него, уловит его самого, и он впадет в нее на погибель. Это предсказание было поразительным образом исполнено во время гибели Саула; ибо он имел в мыслях погубить Давида руками Филистимлян (1Цар 18:25). Это была та сеть, которую царь сокрыл от него и притворился, что делает это, чтобы возвеличить его; и именно в эту сеть он сам попал, ибо пал от рук филистимлян, когда пришло его время пасть. V. Видение собственного избавления, в котором, вручив себя и свою ситуацию Богу, Давид не сомневался (ст. 9,10).

(1) Он надеялся получить от этого утешение: «А моя душа будет радоваться, но не только собственной безопасности и свободе, а о Господе, Его благоволению, Его обетованию и веселиться о спасении в соответствии с этим обетованием». Радость о Боге и Его спасении не только истинная, непреложная и удовлетворяющая. Те души, которые скорбят в Господе, кто сеет со слезами и скорбит благочестиво, не должны задавать вопросы, а верить, что в должное время их души возрадуются в Господе, ибо веселье посеяно для них, и они в конце войдут в радость своего Господина.

(2) Давид пообещал, что тогда Бог получит всю славу от этой победы (ст. 10): «Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе?»»

Он прославит Бога всем своим естеством, со всей силой и энергией своей души, что он подразумевает под своими костями, которые находятся внутри тела и представляют его силу.

Он прославит Его как самое бесподобное и несравненное совершенство. Мы не можем выразить, как велик и благ Господь, и поэтому должны славить Его, признавая, что нет подобного Ему. Господи! кто подобен Тебе? Нет другого такого Защитника притесненной невиновности и такого Карателя ликующей тирании. Строение наших костей удивительно и искусно (Еккл 11:5; Пс 138:16);

работа, выполняемая костями, их сохранность и, в особенности, жизнь, которую они получат после воскресения (которая войдет в сухие кости и заставит их расцвести, как траву), – все это повелевает каждой кости в нашем теле, если бы они могли говорить, спросить: «Господи, кто подобен Тебе?» и добровольно нести любое служение или страдание ради Него.

Стихи 11-16 . В этих стихах Давид вполне справедливо призывает своих врагов к ответу за лжесвидетельство и неблагодарность.

I. Лжесвидетельство (ст. 11). Когда Саул хотел обвинить Давида в государственной измене, чтобы объявить его вне закона, то, возможно, он делал это, соблюдая все формальности законного обвинения. Возможно, он представил свидетелей, которые поклялись, что слышали некоторые предательские слова или открыто выступили против него; а Давид не имел возможности присутствовать, чтобы оправдать себя (или, если он был, то было то же самое), и тогда Саул вынес обвинительный приговор, объявив его предателем. На это псалмопевец жалуется, как на величайший пример несправедливости: «Восстали на меня свидетели неправедные, готовые поклясться в чем угодно; чего я не знаю, о том допрашивают меня (я даже не думал об этом)». Обратите внимание, насколько честь, имущество, свобода и жизнь даже наилучшего человека зависит от милости наихудших, против чьей лжи клятва о собственной невиновности не является защитой. Поэтому у нас есть повод с благодарностью признать, что Бог управляет совестью даже плохих людей и благодаря этому нам не соделано большее зло. Данный пример зла, причиненного Давиду, был типичным и завершился в Сыне Давидовом, против которого также встали лжесвидетели (Мат 26:30). Поэтому, если вас будут призывать к ответу в ситуации, когда вы невиновны, не удивляйтесь, словно с вами приключилось нечто новое. Таким же образом преследовали пророков, даже самых великих.

II. Неблагодарность. Назовите человека неблагодарным - и вы не сможете еще сильнее обидеть его. Таким был характер врагов Давида (ст. 12): «Воздают мне злом за добро». Он много хорошего сделал царю, доказательством чего может быть его арфа, меч Голиафа, краеобрезания филистимлян; но, не смотря ни на что, царь поклялся убить его, и в его стране стало слишком жарко для Давида. Его враги делали это, чтобы навредить его душе: «Воздают… сиротством душе моей». Это низкое, непорядочное обращение лишило его утешения и поразило сердце больше всего остального. Более того, он заслужил хорошее обращение не только со стороны народа в целом, но и тех отдельных людей, которые сейчас особенно активно выступали против него. Возможно, тогда было хорошо известно, кого он имел в виду; это мог быть Саул или кто-то другой, посланный к Саулу, когда тот был в угнетенном состоянии и болел и которому Давид оказал услугу, прогнав злых духов, но не арфой, а молитвами. Похоже, подобные услуги он оказывал и другим придворным, когда жил при дворе; и сейчас эти люди больше всего обвиняли его. В этом Давид был прообразом Христа, по отношению к которому нечестивый мир был очень неблагодарен: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Иоан 10:32). В этих стихах Давид показывает:

1. С какой нежностью и сердечной любовью он обращался с ними, когда они страдали (ст. 13,14) во время болезни их. Обратите внимание, что смерть предъявляет свои права даже в царских дворцах, где проживают правители; болезни также посещают их. И когда эти люди болели, (1) Давид скорбел о них и сочувствовал их горю. Они не были его родственниками, он не был в подчинении у них; в результате их смерти он ничего не терял, а, возможно, даже выигрывал; но в то же время он вел себя, как ближайший родственник, просто из сострадания и человечности. Давид был мужем войны, имел смелый, крепкий дух, но в такое время поддавался чувству сострадания, забывал о геройской храбрости и, казалось, полностью состоял из любви и сострадания; в одной и той же груди наблюдалось редкое сочетание твердости и нежности, смелости и сострадания. Отметьте, что он скорбел, словно это были брат или мать, что является и нашим долгом, когда болезнь, скорбь или смерть наших близких родственников глубоко проникают в наше сердце. Людей, не испытывающих подобного, справедливо называют бесчувственными.

(2) Давид молился о них. Он раскрывает не только нежные человеческие чувства, но и благочестивые чувства святого. Он переживал об их драгоценных душах и помогал им своими молитвами, умоляя Бога о милости и благодати; а молитва даже одного человека, который имел внушительную часть на небесах, обладала такой ценностью, о которой они и не подозревали. Его молитвы сопровождались смирением и самопожертвованием, проявлявшиеся в его диете (он постился, по крайней мере, лишал себя хлеба) и в одежде (он облачался во вретище);

так Давид выражал свою скорбь, но не только по поводу их страданий, но и из-за их грехов, ибо таковыми были внешний вид и поступки кающегося человека. Мы должны скорбеть о грехах тех людей, которые сами не скорбят о них. Его пост также заострил его молитвы и был выражением его рвения; он был так поглощен своими молитвами, что не хотел есть мяса и не мог уделить время для еды: «Молитва моя возвращалась в недро мое; я имел утешение от совершенного мною долга, я подтвердил, что являюсь любящим соседом, хотя и не смог завоевать их или сделать своими друзьями». Мы не будем в убытке, совершая хорошее служение для других, как бы неблагодарны они ни были; ибо наша радость будет заключаться в свидетельстве совести.

2. Как низменно и нагло, с какой грубой жестокостью они вели себя по отношению к нему (ст. 15,16): «Когда я претыкался, они радовались». Когда Давид стал неугоден Саулу, когда его прогнали со двора и стали преследовать как преступника, они обрадовались; они веселились, видя его бедствие, и собрались вместе в питейном заведении, чтобы порадоваться унижению этого великого фаворита. Он вполне мог назвать их ругателями, ибо нет ничего более подлого и омерзительного, чем ликование о падении человека такой незапятнанной чести и совершенного благочестия. Но это было еще не все.

(1) Они рвали его на части, немилостиво злословили его доброе имя, говорили о нем плохо, чтобы покрепче прилепить к нему все порицания, на которые был способен их проклятый ум и злоба.

(2) «Они скрежетали на меня зубами своими»; они говорили о нем лишь с величайшим негодованием, как люди, готовые сожрать его, если бы это было в их силах. Для них Давид был шутом в пьесе, а его огорчения – темой для разговора лицемерных насмешников, сидящих за праздничным столом; это была песня пьяниц. Комедианты, которых вполне можно было бы назвать лицемерными насмешниками (ибо кого еще напоминает лицемер, как не актера на сцене), чьи комедии, похоже, разыгрывались на пиршествах и балах, избрали Давида своей темой, смеялись и оскорбляли его, в то время как вся аудитория, в доказательство согласия с заговором, одобрительно жужжала и скрежетала зубами. Таковой очень часто оказывалась судьба наилучших людей. Апостолы стали зрелищем для всего мира. На Давида смотрели недоброжелательно лишь потому, что он был обласкан народом. Всякое доброе дело сопровождается духом раздражения, и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть (Еккл 4:4). И кто устоит против ревности (Прит 27:4)?

Стихи 17-28 . В этих стихах, как и ранее,

I. Давид описывает величайшую несправедливость, злобность и высокомерие своих преследователей, излагая все это Богу как повод встать на его защиту.

(1) Они были очень нечестивы; они безосновательно стали его врагами, так как он никогда не давал им повода. Они ненавидели его безвинно; более того, за то, за что они, скорее, должны были любить и почитать его. Это место приводится с ссылкой на Христа и, как говорит Библия, исполнилось в Нем: «(Они) возненавидели Меня напрасно» (Иоан 15:25).

(2) Они были очень грубыми и в своих сердцах не могли найти обычной вежливости, чтобы продемонстрировать ее другим: ибо не о мире говорят они. Встречаясь с ним, они не проявляли хорошие манеры и не приветствовали его; в этом они похожи на братьев Иосифа, которые не могли говорить с ним дружелюбно (Быт 37:4).

(3) Они были очень гордыми и презрительными (ст. 21): «Они расширяют на меня уста свои»; они кричали и восклицали, увидев его падение; они орали от радости, когда ему пришлось покинуть двор: «Да, это тот день, которого мы так долго ждали!»

(4) Они были низменными варварами, ибо топтались по нему, когда он оказался в немилости, радовались его падению и величались над ним (ст. 26). Turba Remi sequitur fortunat, ut semper, et odit damnatos – Римская толпа, меняющая свое мнение с каждым новым поворотом судьбы, призывает несчастья на голову падших. Таким же образом, когда Сын Давидов внезапно столкнулся с властями, толпа воскликнула: «Распни Его! Распни Его!»

(5) Они настроили себя против всех трезвых и добрых людей, поддерживавших Давида (ст. 20), и составляли лукавые замыслы, чтобы разбить и погубить мирных земли. Обратите внимание,

Благочестивые характеризуются тем, что мирно проживают на своей земле. Они должным образом подчиняются властям и правителям в Господе и прилагают усилия, насколько это в их возможностях, чтобы жить мирно со всеми людьми, хотя о них могут клеветать, что они враги Цезаря и наносят ущерб царям и государствам. «Я мирен» (Пс 119:7).

Хотя народ Божий старается и учится быть мирным, тем не менее очень часто его враги составляют лукавые замыслы против него. Они используют все адское искусство злобы и лжесвидетельства, чтобы представить его отвратительным и презренным: слова и поступки народа Божьего неправильно истолковываются, ему приписывают то, что он ненавидит, и придумывают законы, чтобы уловить в сеть (Дан 6:4 и т.д.). Все это делается для того, чтобы погубить и вырвать их с корнем. Ненавидящие Давида, подобно Аману, с презрением думали приложить руки к нему одному, но при этом хотели, чтобы та же самая участь постигла всех благочестивых людей этой страны.

II. Давид, жалуясь на них, взывает к Богу, в чьи руках мщение, и обращается к Его всеведению (ст. 22): «Ты видел, Господи». Враги лживо обвиняли его, но Всеведущий Господь, видел, что Давид не напрасно обвинял их и представлял их не хуже, чем они были на самом деле. Они тайно составляли заговоры против него (ст. 15): «Я не знал этого долгое время, пока они сами не прославились в этом; но Твое око было на них, пока они замышляли интриги, и Ты был свидетелем всего, что они говорили и делали против Твоего народа». Давид взывает к справедливости Бога: «Пробудись для суда моего, для тяжбы моей, чтобы все услышали Твой приговор» (ст. 23). «Суди меня по правде Твоей, по Своей природе и по Своему правлению, Господи, Боже мой; изреки приговор на этот призыв» (ст. 24). Посмотрите, как это объясняет Соломон (3Цар 7:31,32): «Тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного… и оправдай правого».

III. Давид ревностно молится Богу, чтобы Он был милостив к нему и его друзьям и противостал Своим и его врагам, чтобы благодаря Его провидению эта борьба закончилась почестями и утешением для Давида, послужила бы обличением и привела к смущению его преследователей.

(1) Он молится, чтобы Бог вступился за него, а не стоял в стороне наблюдателем (ст. 17): «Господи! долго ли будешь смотреть на это? Как долго Ты будешь смотреть сквозь пальцы на злодеяния нечестивцев? Отведи душу мою от злодейств их, от того, что они замыслили против нее; спаси от львов мою дорогую, мою одинокую. Я имею лишь одну душу, поэтому чем больше я пренебрегаю ею, тем большему стыду подвергаю себя и тем больший будет убыток, если я ее потеряю. Она – моя единственная и поэтому дорога мне, а я должен осторожно защищать и обеспечивать ее. Именно моя душа в опасности; Господи, спаси ее. Особым образом она принадлежит Отцу духов и поэтому называется Твоей; она – Твоя, спаси ее. Не умолчи, Господи, словно Ты не знаешь, как они поступили со мной! Господи! не удаляйся от меня (ст. 22), словно я незнакомец, который безразличен Тебе; не держись вдалеке от меня, как ведут себя гордые».

(2) Давид молится, чтобы у его врагов не было повода радоваться (ст. 19): «чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня» и вновь (ст. 24): «да не торжествуют они надо мною», но не столько потому, что он не вынес, если бы по нему, как по презренному, топтались, а потому что это было бы бесчестьем для Бога и пошатнуло бы его уверенность в Нем. Это ожесточило бы сердца его врагов в их злодеяниях и усилило их вражду против него, а также привело бы к великому огорчению среди благочестивых евреев, которые были его друзьями и поддерживали его. Он молится, чтобы никогда не оказаться в такой страшной опасности, как те, которые говорят в сердце своем: «хорошо! по душе нашей!» (ст. 25), и тем более, чтобы он не пришел к такой крайней ситуации, когда они говорят: «Мы поглотили его»; ибо тогда люди бросают тень на самого Бога. Давид молится, чтобы, наоборот, они постыдились и посрамились все (ст. 24, как и ранее ст.4);

он молится, чтобы его невиновность была так четко доказана, что они постыдились бы своей клеветы в его адрес, а его положение настолько упрочнилось, что они постыдились бы своих заговоров против него и своих надежд на его гибель; чтобы они либо испытали стыд, который послужил бы следующим шагом на пути к реформации, либо стыд был бы их участью здесь, на земле, и в вечности.

(3) Он молится, чтобы у его друзей был повод порадоваться и воздать славу Богу (ст. 27). Несмотря на искусство, с помощью которого Давида пытались очернить и сделать отвратительным, а народ -запугать, чтобы люди боялись принимать его, были немногие люди, поддерживавшие его праведное дело, которые знали, что его оклеветали, и испытывали к нему добрые чувства; и он молится о них.

Чтобы в его радости они возрадовались с ним. Великое удовольствие для всех благочестивых людей видеть честного человека процветающим, а его честное дело - выигранным. А тот, кто искренне разделяет интересы народа Божьего и стремится разделить его участь даже тогда, когда его притесняют и унижают, должен в нужное время радоваться и веселиться, ибо праведное дело в конце концов победит.

Чтобы они могли присоединиться к нему в хвале: «Да говорят непрестанно: «Да возвеличится Господь через нас и через других, желающий мира рабу Своему!»» Обратите внимание: во-первых, великий Бог радуется процветанию благочестивых людей не только в Своей семье, в Церкви в общем, но и благополучию каждого раба в отдельности. Он радуется их процветанию и мирскому и духовному, Ему не нравятся их скорби, ибо Он неохотно наказывает; поэтому и мы должны радоваться их процветанию, а не завидовать. Во-вторых, когда Бог в провидении показывает Свое желание видеть раба Своего процветающим и удовольствие, которое Он получает при этом, то мы должны признавать это с благодарностью, воздавать Ему славу и говорить: «Да возвеличится Господь».

IV. Давид пообещал носить с хвалой милость, которую надеялся завоевать молитвой: «Я прославлю Тебя, как своего избавителя (ст. 18), и язык мой будет проповедовать правду Твою, справедливость Твоих судов и объективность всех Твоих ситуаций». Это он будет делать (1) всенародно, как человек, которому приятно осознавать свои обязанности перед Богом, - так далек он от своей прежней стыдливости за них. Он будет делать это при большом собрании народа, чтобы Бог был почтен и многие получили наставление.

(2) Постоянно; он будет славить Бога всякий день, ибо эта тема никогда не истощится из-за бесконечной хвалы святых и ангелов.



glavpom.ru - Подстанции. Силовая электроника. Экология. Электротехника